Растущая популярность IIoT связана с большим потенциалом систем в решении вопросов повышения производительности и оптимизации процессов в любых сферах деятельности. Системы помогут выявить неэффективное использование топливных и других ресурсов, простой или перегрузку механизмов, благоприятные условия проведения работ, заблаговременно проинформируют о вероятности возникновения неисправностей или возможном наступлении критического состояния оборудования и многое другое. Объем рынка IIoT эксперты оценивают более чем в 8 млдр долларов в год.
Какова же роль спутниковых технологий на этом рынке?
Оптимальным способом передачи данных IoT выступают развитые наземные и сотовые сети связи. К сожалению, их охват не глобален и выражается в 20% поверхности Земли. В силу низких требований к скоростям передачи данных и в связи с малым объемом трафика в IoT системах – спутниковые технологии могут стать одним из способов передачи генерируемой информации. Конкурировать с традиционными сетями не придется в следующих отраслях: судоходство, авиация, разработка шельфовых месторождений, добыча в удаленных от связной инфраструктуры регионах. В остальных отраслях, неохваченных наземными сетями, придется уступать LPWAN-сетям. Да, оставшийся на долю спутниковой связи сегмент не так велик и высококонкурентен, но он уже влияет на развитие отрасли, заставляя спутниковых операторов рассматривать свой бизнес не как услугу аренды ресурса, а как предоставление готовых решений.
Что уже можно выбрать заказчику?
На текущий момент спутниковый IoT может быть реализован на технологиях LEO/MEO-систем подвижной спутниковой связи (M2M-рынок) или посредством VSAT-сетей (ШПД-рынок). Первый сегмент, представленный операторами Iridium, Inmarsat, Globalstar, Thuraya, отмечает рост доли спутникового IoT в структуре своих продаж. Что отображает их закономерное развитие на уже освоенном рынке связи в движении, актуальном для судоходства и авиации. Операторы предлагают широкую линейку оборудования для передачи различных видов данных. К минусам можно отнести высокую стоимость терминалов (от 200$ до 2000$), высокое энергопотребление, большие задержки.
Второй сегмент представлен локальными операторами, ориентированными на внутренние рынки своих стран. Их преимущество по сравнению с глобальными системами – низкая стоимость передачи трафика и гибкие тарифные планы. Особенно конкурентные преимущества ощутимы на судоходном и авиационном рынке, где стоимость передачи трафика дешевле в несколько сот раз. Основным наземным конкурентом VSAT-операторов являются LPWAN (Low-power Wide-area Network) – сети, предлагающие терминалы за скромные 30-40$, не требующие постоянного включения с электросеть и работающие годами от батарейки. Да и задержки в LPWAN – сетях по сравнению со спутниковыми ниже на порядок. К большой радости VSAT-операторов, IoT решения в сетях LPWAN нуждаются в точке доступа в наземную/сотовую сеть, что географически ограничивает возможности их коммерческой деятельности. Но преимущества настолько очевидны, что интеграция LPWAN технологий в спутниковые сети – на сегодняшний день является оптимальным решением для объектов, удаленных от связной инфраструктуры. Бонусом для заказчика может стать приятный набор дополнительных сервисов, реализуемых в VSAT-сетях.
Пример организации IoT и видеонаблюдения в сети ГК AltegroSky

В сетях M2M/IoT в качестве основных каналов целесообразно использовать наземную связь. Но в ряде случаев спутниковые технологии - это единственно возможный способ решения задач M2M/IoT.
Что дальше?
Дальше могут быть проекты низкоорбитальных группировок нано-спутников для IoT-трафика. Пока все такие проекты туманны и имеют низкую коммерческую эффективность: малый срок службы спутников, большое количество бортов, проблема космического мусора, создание недорогих пользовательских терминалов.
Более перспективными выглядят проекты новых LEO-систем. Если им не суждено перевернуть весь рынок спутниковой связи, то уж всколыхнуть точно удастся. В обещанные плюшки в виде всеглобальности, копеечного трафика, улетных скоростей, доступных пользовательских терминалов – пока верится с трудом и на это есть ряд весомых причин. Если же все прогнозы и обещания будут реализованы, то новые низкоорбитальные системы могут заставить потесниться даже традиционные наземные сети на рынке ШПД. Что уж говорить о сетях MSS и VSAT.
Что же будет с IoT в наземных сетях? – Скорее всего, кардинальных изменений не будет. Заказчик вряд ли захочет нести дополнительные издержки за переход на новую технологию с аналогичными или близкими характеристиками и продолжит передачу через роутер наземных сетей.
Подводя итоги обзора, можно сказать, что направление спутникового интернета вещей находится в активном росте, как и направление спутниковой связи в движении, но говорить о нем как о драйвере рынка было бы не корректно по отношению к занимаемой доле – менее 1% от всего рынка IoT.