клиентам
поддержки
Понятие спутниковой связи в движении долгое время использовалось в отношении голосовой и передвижной связи для различных военных структур (MSS – mobile satellite services). Характеристики континентального покрытия первых геостационарных спутниковых группировок лучше всего соответствовали задачам обеспечения оперативной связью подразделений, ведущих военные операции на любом континенте. Принципиальным минусом технологии была большая задержка сигнала, не отвечающая требованиям к качеству передачи голосового трафика. Необходимо было найти такое решение, которое при сохранении покрытия обеспечило бы уменьшение круговой задержки. В гонку технологий вступили спутниковые системы на низких (порядка 700-2000 км) и средних (2000-10000км) орбитах (LEO/MEO). Для обеспечения глобального покрытия системам требовалось запускать на порядок больше спутников, создаваемая емкость превышала спрос со стороны военных, и новые системы вышли на коммерческий рынок.
К сожалению, ориентир на голосовой вид трафика и его реализация по завышенным тарифам для ускорения окупаемости систем довели многие компании до банкротства. В это же время рынок коммуникаций стремительно мигрировал с голосового на трафик данных. Для дальнейшего развития спутниковой связи требовалось кратное увеличение пропускной способности спутников и расширение спутникового частотного ресурса. В ответ на растущие потребности рынка были развернуты системы в Ku – диапазоне и появился класс спутников связи HTS (high-throughput satellite). На корпоративном рынке стала возможна реализация огромного количества сервисов – от высокоскоростного доступа в интернет, до организации защищенных спутниковых сетей со сложной архитектурой. Изменились доли потребителей услуг. С развертыванием систем в Ka – диапазонах и развитием VSAT-технологий активно подключился массовый сегмент. Чтобы транслировать достигнутые успехи в подвижную связь, производители оборудования перешли к созданию терминалов, способных в движении отслеживать свое положение и сохранять связь со спутником.
И спутниковая связь в движении стала понятием, включающим в себя предоставление множества коммуникационных сервисов.
Спутниковая связь в движении (COTM) – это широкополосная передача данных через спутниковые каналы с движущегося объекта для организации сервисов высокоскоростного доступа в интернет, голосовой и видеосвязи, передачи данных, видеонаблюдения, мониторинга движения объектов, контроля состояния оборудования, узлов и механизмов, доступа к корпоративным сервисам и в закрытые сети (VPN).
Требования каждого сегмента к реализации спутниковых терминалов существенно отличаются: если для морского и железнодорожного транспорта габаритные характеристики не имеют особого значения, то для авиации они критичны. Так появилось два направления разработки спутниковых терминалов: стабилизированные VSAT-терминалы и антенны с фазированными решетками.
Развитие основных сегментов
Первой авиакомпанией, установившей на своих самолетах оборудование для подвижной спутниковой связи, был Boeing, в 2003 году организовавший широкополосный доступ в интернет для своих пассажиров. С тех пор количество подключенных бортов ежегодно растет. Изменились пожелания пассажиров и сами пассажиры: новые поколения, воспитанные в пик проникновения оптики и развития мобильных технологий, имеющие помимо смартфонов дополнительные устройства, критичны к возможности подключения и выхода в глобальную сеть. Компании понимают, что предоставление IFC-сервисов (in-flight connectivity) - это дополнительная прибыль на не растущем рынке перевозок. Большое влияние оказывает и общий тренд на цифровизацию и проникновение IoT-решений: цифровой двигатель, узел, механизм. За один полет самолета может генериться порядка 1Тбайта передаваемых технических данных.
Лидерами на рынке предоставления IFEC (in-flight entertainment and connectivity) -сервисов являются глобальные операторы: Panasonic Avionics Corporation , Gogo Inc., Global Eagle Entertainment Inc, SmartSky Networks LLC, Thales Group. Основные драйверы сегмента: инновационное оборудование (развитие технологий плоских антенных систем), запуск перспективных LEO/MEO проектов, альянсы локальных и глобальных операторов для обмена инфраструктурных услуг на услуги связи.
С появлением стабилизированных антенных систем (Sailor, Intelliain), VSAT-решения стали набирать популярность в сегменте. В первую очередь, это связано с разницей в стоимости услуг региональных операторов и глобального Инмарсат-а, которая порой достигает отметки в 400 раз. Для российских заказчиков к этому прибавляется необходимость проведения расчетов в валюте, что может негативно сказаться на устойчивости финансовых результатов компании при текущей высокой волатильности национальной валюты. Во-вторых, это ограничения покрытия полярных регионов в системе Inmarsat. В третьих, безупречная отточенность сервисов в VSAT-системах: операторы не начинают, а уже два десятка лет предоставляют различные виды услуг в своих сетях. Подогрев спроса на VSAT идет и со стороны заказчиков: с каждым годом увеличивается объем служебной информации, повышаются требования к безопасности экипажа и условиям его пребывания на корабле. В России вводятся новые законодательные нормативы и требования к судовым журналам и предоставлению отчетности.
Дополнительным драйвером роста сегмента может стать снижение стоимости оборудования VSAT, которая на текущий момент находится в пределах от 25 до 70 тысяч долларов.
Резюмируя, необходимо отметить, что спутниковая связь в движении стала драйвером развития всего рынка спутниковых услуг и всех его секторов: разработки абонентского оборудования, технологий, производства и запусков КА. Основное развитие направлено на сохранение глобальности при снижении стоимости абонентских устройств и их габаритов, стоимости услуг, росту возможностей VSAT-технологий.