искать

Есть вопросы?

Звоните

+7 (495) 663-89-10

Пишите нам (e-mail)

Запрос обратного звонка

Поля, отмеченные звездочкой *, обязательны для заполнения.





Отправить

2010

Автопробег «По следам кочевых цивилизаций»

20-26.07.2010 Хроника автопробега. Горный Алтай и Хакассия.

Автопробег " По следам кочевых цивилизаций" завершается. В хронике автопробега размещаем вторую часть "Записок начинающего кочевника", которые были переданы с маршрута через спутниковый терминал - VSAT. Своими впечатлениями делится отважная путешественница Евгения Дугаржапова.

       26.07.2010 Автопробег завершается.

Автопробег завершается, возвращаемся домой.
Выражаем искреннюю и огромную благодарность всем людям, которые оказали нам помощь в проведении данного путешествия: кто не бросил нас в пустыне, кто помог нам в дремучей тайге, кто знакомил нас историей древних кочевых цивилизаций, кто принимал у себя дома, а также огромная благодарность ЗАО «Сетьтелекому» за Интернет, к которому мы подключались посреди Гоби, Алтайских гор, чтобы отправить «Записки начинающего кочевника».

До новых путешествий...




24-25.07.2010
Хроника автопробега. Хакассия.

Если в Горном Алтае мы ничего не успели рассмотреть, то в Хакасии мы увидели все. Как говорится в путеводителе «Хакасия по праву считается «археологической Меккой» Сибири». Действительно, цветущие степи со множеством целебных озер и стремительных рек, впадающих в Енисей, сплошь усыпаны тысячами каменных изваяний и курганных могильников, менгиров и руин древних оборонительных укреплений.
В Хакасском национальном краеведческом музее им.Л.Р. Кызласова научный сотрудник Аграфена Чепашева очень интересно и увлекательно рассказала нам об истории степей со времен древнего человека, о развитии древнего искусства, начиная с первых наскальных рисунков, заканчивая каменными изваяниями – менгирами с разнообразными самобытными изображениями. В музее, как внутри здания, так и перед ним находится множество таких стел и монолитов, достигающих в высоту до четырех метров. Их возраст колеблется от 2500 до 3000 лет. На узкой грани стелы, в центральной части, высекалось лицо девушки или фантастического существа и отходящие от него другие изображения в виде мифических и реалистических животных и сакральных символов. Лицо делилось на три части означающие миры: верхний мир богов (лоб, глаза), средний мир (нос), подземный мир (рот). Интересно, что если посмотришь на стелу с одного бока, то она приобретает вид разъяренного зверя, если с другой – беременной женщины, олицетворяющей солярный или солнечный знак. Аграфена Чепашева также рассказала нам о древнем тюркоязычном народе - хакасах, история которого насчитывает целое тысячелетие. В культуре хакасов сочетаются степные традиции кочевников с таежным охотничьим укладом.

После посещения музея наши провожатые повезли нас осматривать местные достопримечательности: место съезда всех хакасских княжеств на протяжении многих тысячелетий – гору Кюнь, недалеко от Красноярского водохранилища, а также исторический памятник тагарской культуры - Салбыкский курган.

Сделав подношения местным духам на вершине горы Кюнь, которая, по словам Мотоса является центром Хакасско-Минусинской котловины, мы кое-как взобрались на отвесную скальную стену, с узким порожком, на котором может развернуться лишь один человек. На скале еще сохранились древние петроглифы, изображающие людей и животных.

Ближе к вечеру мы добрались и до Салбыкского кургана, который находится в так называемой долине царей. Это самый большой курган - захоронение скифского времени не только в Хакасии, но и во всей Сибири. Курган датирован V в.до н.э. Как рассказал нам историк Артем Топоев, первоначально насыпь в виде пирамиды достигала в высоту до30 метров. Ограда кургана сложена из массивных плит песчаника, высота которых достигает двух метров. По углам и стенкам ограды вкопаны 23 стелы, достигающие шести метров. В центре кургана, в склепе, был захоронен 70-летний мужчина. Рядом захоронены его молодая жена, видимо специально умерщвленная, а также рабыни.
Считается, что это захоронение царя, которому была подвластна вся территория Хакасско-Минусинской котловины эпохи всадничества и кочевничества, распространившейся на весь степной пояс Евразии в 7-6 веках до н.э.

    

По дороге в Красноярск Хакасия подарила нам еще один сюрприз – двигаясь вдоль федеральной трассы, мы случайно заметили археологические раскопки, как оказалось захоронение окуневской культуры. Впервые за пробег нам довелось увидеть расчищенные раскопы, где хорошо просматривается местоположение каменных погребальных ящиков и оградительных стен. Этой экспедицией занимается известный питерский археолог, изучающий в основном окуневскую культуру Игорь Лазаретов. Окуневцы - народ, созданный смешением европеоидов, пришедших с запада и местных монголоидов.

22.07-23.07 Хроника автопробега. Затерянные в тайге

На карте автомобильных дорог прямой дороги от Междуреченска Кемеровской области до Абакана нет. А в Абакан попасть надо. Спросили у местных. Посоветовали ехать до поселка Ортон, оттуда в Балыксу и прямиком до Абакана. «Дорога, правда, там не очень, - сказал нам кто-то из аборигенов, - но с вашими машинами, думаю, справитесь». Если б знали, куда мы попадем, мы бы наверно еще раз подумали, стоит нам ехать по этой дороге или нет. Подъехав к Ортону, расположенному за двумя горными перевалами в 100 км на труднодоступной территории, узнали что поселок является режимным поселением, затем на Ортонском блокпосте нам объявили, что та дорога, по которой мы приехали, покажется нам асфальтом по сравнению с тем, что ожидает нас дальше, в итоге, пройдя необыкновенно сложные участки в дремучей тайге (на карте дорога обозначена более привлекательнее), куда, казалось, не ступала ни одна нога человека, ночью, мы наткнулись на табличку, на которой издевательски красовалась надпись «ТУПИК. ДОРОГИ НЕТ». Пришлось возле этой таблички и переночевать. Рано утром к нашему палаточному лагерю вдруг, откуда ни возьмись, подъехал уазик. Водитель «уазика» нам и помог разобраться в какую сторону нужно двигаться дальше. Когда выехали на федеральную трассу, нашей радости не было предела.

20.07-21.07 Хроника автопробега. Горно-Алтайск

В город приехали утром 20 июля. Опоздание составило трое суток. На запланированный нами фестиваль народных игр «Эл-Ойын», который проходил с 16 по 19 июля мы, к сожалению, не успели.
Однако, унывать никто не собирался. Все отнеслись к этому по философски, решили, что если в этот раз Горный Алтай не захотел раскрыться перед нами, значит, есть дополнительный повод приехать сюда снова.

Впрочем, гостеприимная республика, Горный Алтай раскрылся во всей своей красе. Здесь, члены автопробега встретили своих давних друзей: известного режиссера и музыканта Ногона Шумарова и выходцев из Читинской области Долгормы и Санжи Дамдиновых. Во дворе дачного участка гостеприимных Дамдиновых мы сидели вокруг костра и слушали в исполнении Ногона Шумарова алтайские мелодии на древних музыкальных инструментах – комусе, шооре, топшуре.

Примечательно, что Ногон является основателем проведения национального фестиваля народных игр «Эл-Ойын». На протяжении многих лет, с 1988 года, он полностью режиссирует этот фестиваль. Праздник собирает участников со всего Алтая, а также из Монголии, Тувы, Хакассии, Казахстана. В этом году участвовала также делегация из Турции. Спортсмены выступают по девяти национальным видам спорта: борьба, стрельба из лука, конный спорт, гиревой спорт, поднятие камней, игра с тушей козы (своеобразный конный футбол, правда, вместо мяча используют козью тушу. Местные утверждают, что после такой игры мясо козы становится очень сочным и вкусным), алтайские шашки, смотр конной упряжи и шорных изделий. Устраиваются конкурсы, костюмированные шествия, выступления артистов-сказителей, конкурс национального костюма.






07-14.07.2010 Хроника автопробега. Страна тысячи дорог.

Автопробег " По следам кочевых цивилизаций" продолжается. В хронике автопробега размещаем "Записки начинающего кочевника. Часть первая", которые переданы из монгольских степей по каналам спутниковой связи. Марина Никитина – участница автопробега – очень ярко и красочно передает атмосферу путешествия по монгольским землям.


  

Шестой и седьмой день пути от Улан-Батора. Поющая столовая

Движемся все с той же скоростью, за окном ландшафт меняется с пустыни на степи, со степей на горы. Изменяются и монгольские жилища. Юрты сменились каменными домиками, обмазанными глиной. Домики разных форм, от круглых, до квадратных. Внешность и говор монголов также претерпевает изменения. Они становятся больше похожими на жителей Средней Азии. Язык становится менее понятным для Эрдэни, в совершенстве владеющим монгольских языком, являющийся попутно нашим переводчиком.

Снова сломался грузовик. Теперь уже сделать его смогут только в России. Поэтому едем со скоростью 20-30 км в час. Опаздываем на фестиваль, который состоится в Алтае, но надежда умирает последней, может быть еще успеем.




Селений становится все меньше. Дороги сложнее. Решили ехать не останавливаясь, чтобы успеть на фестиваль. Заехали перекусить в селение под названием Зэрэг. Заехали в столовую. Когда нам подавали блюда, повар в стихотворной форме рассказывал нам о каждом блюде. Нас это сначала шокировало, но потом оказалось очень забавно, и мило. Самое главное было в конце нашей трапезы - он пропел нам три благопожелания на хорошую дорогу. Как потом мы выяснили, повара зовут Джамбал Нуагаа, его столовая известна по всей Монголии как «Поющая столовая».

Мы находимся в аймаке Алтай Говь. Впереди русско-монгольская граница.

Четвертый и пятый день пути от Улан-Батора. Наводнение

Автопробег продолжается. Кругом пустыня. Жара. Вечером отмечали день рождения Даримы Цырендагбаевой, председателя клуба «Байкальское кочевье». Были подарки, задушевные песни у костра. «Каждый год я отмечаю свой день рождения в дороге, и это самые лучшие дни рождения в моей жизни» - говорит Дарима. На следующий день начался дождь. Дожди в Монголии и живительны, и опасны. Там, где земля состоит в основном из камня и песка, вода не впитывается, реки переполняются, начинается наводнение. Не переплыв реку, нам пришлось искать другое место для того, чтобы перебраться на другой берег.

       
Второй и третий день пути от Улан-Батора. Каньон Цаган субургаа

Удивительно как быстро меняется в Монголии ландшафт. Еще вчера мы видели зеленые степи, сегодня – выжженные солнцем песчаные барханы, каменистые островки, из зелени лишь саксаулы. Кажется, что земля здесь необитаема. Однако, мы ошиблись. Изредка нам попадались одиночные юрты, правда, рядом с ними паслись уже не овцы, а стада верблюдов. Если честно, верблюдов я видела только в зоопарке. Вживую ни разу. Впечатляет. Когда в первый раз мы их увидели, то подойти к ним ближе трех метров не решились, уж как-то грозно они на нас смотрели. Впоследствии, мы к ним привыкли настолько, что даже пришлось с ними побороться за спасительную воду на водокачке, на которую нам указал наш провожатый юноша – монгол.Кстати, о провожатых. Может быть, действительно, как кто-то говорил, сложные климатические условия, в которых постоянно живет человек, делают его добрее. Уж сколько раз за все время нашего пути по Монголии мы убеждаемся в этом. Этот юноша, который совершенно неожиданно стал нашим провожатым, проехал с нами небольшой участок пути, чтобы показать нам место, где можно взять воды, он же потом пригласил нас домой, на чашку тарака (кисломолочный продукт).

Когда мы приехали в Мандол овоо – сломался грузовик, полетела рессора. Пришлось встать на стоянку. Благо, Костя Никитин, водитель грузовика, встретил в этом поселке своего давнего знакомого монгола, который и помог «поставить авто на ноги». А мы тем временем успели побывать на празднике «Надам», который проходит лишь раз в году, летом. Целых два дня все население не только районного центра, но и близлежащих сел, отдыхает и собирается на местном стадионе посмотреть на конные скачки, борьбу и стрельбу из лука. Начало и завершение каждого спортивного состязания оповещается протяжной песней, восхваляющей батора (борца), лучника, коня.

Отремонтировав грузовик, мы двинулись на удивительно красивый памятник природы – монгольские каньоны Цагаан субургаа. Это очень странно. Едешь, едешь по плоской как тарелке степи и вдруг такой резкий обрыв. Глубина пропасти метров шестьдесят, а может и больше. Зрелище необыкновенное...

Улан-Батор – Алтай Говь.  Первый день пути от Улан-Батора.

Позади Улан-Батор, впереди бескрайние степи Монголии и множество переплетающихся между собой дорог. «Страна тысячи дорог», - как мы ее окрестили.  Действительно, страна просто испещрена дорожными колеями, хорошими и не очень, новыми и старыми. Возможно, это те древние тропы, по которым когда то ходили обозы кочевников, купеческие караваны, армии великих военачальников. Движемся со скоростью 40 км в час. Нормальный ход замедляет гребенка, ухабы, ямы, пески, валуны и прочее. Смотрю на них и думаю, а ведь российские дороги еще не так плохи, по сравнению с монгольскими. Однако, на убийственные дороги мало кто обращает внимание, впечатление от окружающей природы намного сильнее желания комфортных условий, впрочем никто не говорил, что будет легко.
А вокруг, покрытые зеленым ковром бескрайние степи, усыпанные жемчугом белых юрт. Возле них пасутся отары овец вперемешку с козами. Рядом табуны лошадей и стада коров. «В Монголии так много скота, что девать его некуда. Большинство умирает от старости - рассказывает министр культуры Монголии Лхагвасурэн».

Вечером, когда мы раскидали палаточный лагерь, развели костер, Эрдэни Жалцанов, как настоящий улигершин (сказитель) повел свой рассказ о том, что происходило на том пути, по которому мы сейчас движемся. Его первый рассказ был о ближайшем советнике, соратнике и главнокомандующем трех тюркских ханов Тоньюкуке. Памятник этому общественному деятелю мы проезжали днем, он находится совсем недалеко от Улан-Батора. Тоньюкук был тесно связан с возрождением Восточно-Тюркского каганата, восстановлением его независимости от Китая в седьмом веке нашей эры. После побед над китайцами, он возродил вторую Тюркскую империю.


Путешествие продолжается ..

 





10.07.2010
Хроника автопробега. По следам империи хуннов.

Партнер ЗАО «Сетьтелеком» (AltegroSky™) – компания ООО «Особняк» (г. Иркутск) 2 июля 2010 г. стартовала из г.Иркутска в составе автопробега «По следам кочевых цивилизаций», организованного клубом семейных путешествий «Байкальское кочевье».
Три экипажа автопробега прошли первый этап маршрута – «Иркутск - Улан-Батор» - и посетили археологические памятники Бурятии в сопровождении известных археологов Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН.

 

Наличие в экспедиции спутникового оборудования VSAT и двустороннего спутникового интернета от сети AltegroSky позволило участникам автопробега оперативно поделиться впечатлениями от путешествия. Итак, первые репортажи с маршрута.

Первой остановкой на маршруте стало Иволгинское городище (пригород г. Улан-Удэ, Бурятия, 02.07.2010). Это северный форпост империи, основанной хуннами в конце первого тысячелетия до нашей эры. Данное поселение являлось административным центром территорий от Хингана на востоке до Алтая на западе и Байкала на севере. В городе проживало до трех тысяч человек, ведущих в основном полукочевой образ жизни, соединявший традиции восточноазиатской и западноазиатской культур.

Меркитская крепость (108 км от г. Улан-Удэ, Мухоршибирский район, Бурятия, 03.07.2010.) - вторая остановка пробега. Сюда Чингисхан пришел со своим войском, чтобы освободить из плена свою жену Борте.

 



Третья остановка - Суджинский могильник (Ильмовая падь, 197 км от Улан-Удэ, Кяхтинский район, затерянная в зарослях ильмы и соснового бора, 04.07.2010) – комплекс захоронений знати государства Хунну периода I века до н. э. – 1 века н.э.

4 июля участники автопробега перешли через русско-монгольскую границу, где их встречала делегация известных монгольских деятелей культуры и искусства по распоряжению министра культуры Монголии - Бавуу Лхагвасурэна. По просьбе членов автопробега Лхагвасурэн организовал экскурсии по Музею природы Монголии, дацану Гандан хийд, музею Богдо Гэгэна, мемориальному комплексу советника трех тюркских каганов (557-745 гг. н.э.) Тонъюкука, музею истории государства Хунну внутри грандиозного комплекса «Чингисхан», высотой в 40 метров близ реки Тооло, местности Тэрэлж.

      

Путешествие продолжается. Впереди путешественников ждет пустыня Гоби.

  

 
02.07.2010 Улан-Удэ.
Партнер ЗАО «Сетьтелеком» (AltegroSky™) – компания ООО «Особняк» (г. Иркутск) - принимает участие в автопробеге под названием «По следам кочевых цивилизаций», который проходит  со 2 по 25 июля 2010 г.. В список снаряжения команды включен и VSAT-комплект с услугами спутниковой сети AltegroSky. 

Автопробег организован Клубом семейных путешествий «Байкальское Кочевье -- Baikal Nomads», совместно с Иркутским областным краеведческим музеем, Арт-компанией «Эрдэни» (Бурятия). Маршрут с ориентировочной протяженностью в 7-8 тыс. км проходитт по городам: Иркутск – Улан-Удэ - Улан-Батор (Монголия) — Мандал-Говь - Даландзадгад - Арбай Хэр - Алтай Гобь – Кобдо - Цагаан-Нуур — Горноалтайск — Барнаул - Абакан — Красноярск - Иркутск.

Организаторы и участники автопробега своей целью ставят развитие межкультурных взаимоотношений Алтая, Западной и Восточной Сибири, Монголии, а также привлечение внимания общественности к очагам древних культур. В ходе мероприятия планируются съемки документального фильма под рабочим названием «Тропой кочевника».

Команда компании «Особняк» в лице Никитиных Марины и Константина на всем маршруте для связи с внешним миром использует спутниковый интернет сети AltegroSky. VSAT-станция позволяет в походных условиях за короткое время организовывать канал связи, который необходим участникам экспедиции для выхода в Интернет и передачи информации о пробеге в региональные и общероссийские СМИ.

Хроники автопробега читайте в разделе "Спецпроекты" на нашем сайте.